Левкина Ольга Владимировна , инструктор по ФК
Консультация для воспитателей«ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ как одна из форм работы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни» Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. День Здоровья в детском саду является формой организации физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников, и создает условия для совершенствования методов педагогической пропаганды здорового образа жизни, помогает вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс. День здоровья отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма. День здоровья– это особый день, в течение которого проходят различные конкурсы и соревнования с участием детей, воспитателей и родителей. Главная цель мероприятия – заинтересовать детей вопросами здорового образа жизни. Поэтому в игровой форме воспитанникам рассказывается о том, как правильно питаться, одеваться, следить за своей гигиеной, почему не нужно бояться врачей. Воспитатели стараются заинтересовать детей спортивными и подвижными играми, вызвать интерес к спорту, туризму, физическим упражнениям. Как известно, дети лучше всего запоминают ту информацию, которая вызвала у них наиболее сильные положительные эмоции. И если малыши будут радостны, веселы, с увлечением участвовать в играх и конкурсах, то вся сопутствующая информация отложится у них в подсознании, и полезные советы о правильном питании и пользе спорта они обязательно захотят воплотить в жизнь. Дни здоровья способны обеспечить реализацию всего комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни, укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закалку и совершенствование функций организма детей, повышения физической и умственной работоспособности. Образовательные задачи направлены на формирование определенных систем двигательных умений и навыков, игровых действий, приобретения доступных представлений и знаний о пользе занятий физической культурой, играми, об основных гигиенических требованиях и правилах (включая валеологию). Воспитательные задачи направлены на формирование положительных нравственных и волевых черт характера ребенка средствами физической культуры. Структура дня здоровья представлена вариативностью содержания, реализуемого в разные режимные моменты дня с детьми и родителями. Дни здоровья проводятся со второй младшей группы и не реже одного раза в квартал. Они должны иметь тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»; «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»; «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»; «Здоровое питание»; «Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»; «А у нас в гостях доктор Айболит» «Веселье и смех – нам здоровье и успех»; «Путешествие в страну Здоровья» и т.д. Программа дня здоровья должна быть составлена с учетом возрастных особенностей детей для каждой группы. Содержание дня здоровья составляют знакомые, в основном подвижные игры и физические упражнения, известные детям и обновленные путем введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации. Так, к малышам могут приходить сказочные герои (в них переодеваются воспитатели), рассказывать им стихи о здоровье, проводить зарядку под музыку. Также детей младшего и среднего возраста просят нарисовать картинку на тему дня, дают просматривать соответствующие мультфильмы и т.д. Для детей из старших групп можно организовать подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты, интересные прогулки. Начинается день здоровья утренним приёмом детей, который может вести определённый игровой персонаж в процессе интересного и занимательного взаимодействия. Можно предложить детям и родителям (в утренние или вечерние часы) различные задания в серьёзной и юмористической форме: беседы-диалоги, ситуации-провокации, игры, полосы препятствий, загадки, оздоровительные минутки, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой и повысить активность детей и взрослых. Утренняя гимнастика должна быть связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме. Это может быть: • зарядка бодрости, • эмоционально-стимулирующей гимнастика, • аэробика, • гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики. На такую гимнастику можно пригласить сказочных персонажей, родителей, работников детского сада. Дальнейшая программа Дня включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, для каждой группы своя. -сюжетно-ролевые игры; -подвижные игры и упражнения на воздухе; -путешествия-прогулки; -простейшие туристические походы; -уроки здоровья; -динамические и оздоровительные паузы; -спортивные праздники; -пешие походы; -спортивные конкурсы и викторины; -забавы и развлечения; -физкультурные досуги; -решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья; -народные и спортивные игры; -упражнения на дорожках здоровья и закаливания; -солнечные и воздушные ванны; -эстафеты и др. Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей. Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению. Вторая половина Дня здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах и викторинах, шоу, оздоровительных часах, праздников на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др. Совместное участие детей, мам и пап в конкурсах и эстафетах помогает сплотить семьи, подарить несколько радостных минут и часов и детям, и взрослым, дает возможность почувствовать себя не просто единой семьей, но и настоящей сплоченной командой. В завершении дня всем участникам можно подарить призы и подарки, наградить победителей соревнований, можно организовать торжественные чаепития. Все это помогает педагогам ДОУ активизировать родителей для участия в днях здоровья, повысить их потенциал в семье и уровень педагогической культуры по проблемам оздоровления своих детей. Успешное проведение дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива ДОУ и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями. Возьмем за пример один из дней здоровья «У нас в гостях доктор Айболит» Задачи: - пополнять и уточнять знания детей о здоровье; - закреплять правила сохранения здоровья; - формировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению. Утро Приходит кукла Доктор и приносит книгу «Доктор Айболит». Дети с воспитателем и куклой рассматривают иллюстрации книги, читают отрывок. Кукла Доктор осматривает детей, шутит, ставит «диагноз» и говорит, что детям необходима зарядка. Проводится утренняя гимнастика. Завтрак При подготовке к завтраку кукла Доктор осматривает вымытые руки и лицо, беседует о правилах личной гигиены. Дети отвечают на заданные вопросы. День Проводится беседа на тему «Как беречь здоровье?» Гимнастика для глаз Хороводные и музыкальные игры Самостоятельная деятельность Прогулка Перед прогулкой кукла Доктор беседует на тему «Как правильно одеваться на улицу в осенний период» Обед. Сон. Обсуждение и выполнение правил личной гигиены. Закаливающие процедуры (полоскание рта, ходьба по дорожкам). Гимнастика после сна. Беседа «Как ухаживать за волосами?» Проводится с/р игра «Больница» с применением практической деятельностью «как правильно сделать перевязку?» После ужина проводится оздоровительный час с участием родителей. Если позволяет погода, то проводится на улице с применением спортивного инвентаря. Подвижные игры, эстафеты, игры на асфальте. После чего кукла Доктор провожает детей домой и дает родителям буклеты – с рекомендациями по формированию здорового образа жизни дошкольников.
Так же, в работе со старшими дошкольниками можно составить «Календарь спортивных дат». Цель: популяризация физкультуры и спорта среди старших дошкольников. Задачи: создавать условия для увеличения разнообразия, заинтересованности и осмысленности детей в физкультурно-спортивной жизни в детском саду и формировать привычки к здоровому образу жизни; - формировать мотивацию к занятиям физической культурой; - развивать физические способности старших дошкольников и содействовать обогащению их двигательного опыта. Эти даты посвящены различным видам спорта и спортивным событиям, распространенным на территории нашей страны В преддверии каждой спортивной даты должна проводится предшествующая работа – различные образовательные мероприятия (презентация, просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы, разучивание стихов, дидактические игры, отгадывание загадок, разучивание двигательных действий и т.д.) В этот день проводится физкультурно – спортивный досуг или праздник с участием родителей. Таким образом, правильно организованная работа призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей, приобщить детей к здоровому образу жизни. 10 марта 2020 в 16:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.