Левкина Ольга Владимировна , инструктор по ФК

Консультация для воспитателей

 «ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ как одна из форм работы с дошкольниками по формированию здорового образа жизни»

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. День Здоровья в детском саду является формой организации физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников, и создает условия для совершенствования методов педагогической пропаганды здорового образа жизни, помогает вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс. 

День здоровья отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.

День здоровья– это особый день, в течение которого проходят различные конкурсы и соревнования с участием детей, воспитателей и родителей. Главная цель мероприятия – заинтересовать детей вопросами здорового образа жизни. Поэтому в игровой форме воспитанникам рассказывается о том, как правильно питаться, одеваться, следить за своей гигиеной, почему не нужно бояться врачей. Воспитатели стараются заинтересовать детей спортивными и подвижными играми, вызвать интерес к спорту, туризму, физическим упражнениям.

Как известно, дети лучше всего запоминают ту информацию, которая вызвала у них наиболее сильные положительные эмоции. И если  малыши будут радостны, веселы, с увлечением участвовать в играх и конкурсах, то вся сопутствующая информация отложится у них в подсознании, и полезные советы о правильном питании и пользе спорта они обязательно захотят воплотить в жизнь.

Дни здоровья способны обеспечить реализацию всего комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания.

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни, укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, закалку и совершенствование функций организма детей, повышения физической и умственной работоспособности.

Образовательные задачи направлены на формирование определенных систем двигательных умений и навыков, игровых действий, приобретения доступных представлений и знаний о пользе занятий физической культурой, играми, об основных гигиенических требованиях и правилах (включая валеологию).

Воспитательные задачи направлены на формирование положительных нравственных и волевых черт характера ребенка средствами физической культуры.

        Структура дня здоровья представлена вариативностью содержания, реализуемого в разные режимные моменты дня с детьми и родителями. 

 Дни здоровья проводятся со второй младшей группы и не реже одного раза в квартал. 

Они должны иметь  тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;

«Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;

«Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;

«Здоровое питание»;

«Спорт – здоровье», «Движение-здоровье»;

«А у нас в гостях доктор Айболит»

 «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;

«Путешествие в страну Здоровья» и т.д.

Программа дня здоровья должна быть составлена с учетом возрастных особенностей детей для каждой группы. Содержание дня здоровья составляют знакомые, в основном подвижные игры и физические упражнения, известные детям и обновленные путем введения неожиданных для ребят условий, необычных пособий, способов организации. Так, к малышам могут приходить сказочные герои (в них переодеваются воспитатели), рассказывать им стихи о здоровье, проводить зарядку под музыку. Также детей младшего и среднего возраста просят нарисовать картинку на тему дня, дают просматривать соответствующие мультфильмы и т.д. Для детей из старших групп можно организовать подвижные игры, спортивные соревнования, эстафеты, интересные прогулки.   

     Начинается день здоровья утренним приёмом детей, который может вести определённый игровой персонаж в процессе интересного и занимательного взаимодействия.  Можно предложить  детям и родителям (в утренние или вечерние часы) различные задания в серьёзной и юмористической форме: беседы-диалоги, ситуации-провокации, игры, полосы препятствий, загадки, оздоровительные минутки, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой и повысить активность детей и взрослых.

        Утренняя гимнастика должна быть связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме. 

Это  может быть:

• зарядка бодрости,

• эмоционально-стимулирующей гимнастика,

• аэробика,

• гимнастика «Маленьких волшебников» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики.

На такую  гимнастику можно пригласить сказочных персонажей, родителей, работников детского сада.

Дальнейшая программа Дня включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, для каждой группы своя.

-сюжетно-ролевые игры;

-подвижные игры и упражнения на воздухе;

-путешествия-прогулки;

-простейшие туристические походы;

-уроки здоровья;

-динамические и оздоровительные паузы;

-спортивные праздники;

-пешие походы;

-спортивные конкурсы и викторины;

-забавы и развлечения;

-физкультурные досуги;

-решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;

-народные и спортивные игры;

-упражнения на дорожках здоровья и закаливания;

-солнечные и воздушные ванны;

-эстафеты и др.

        Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей.

         Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению. 

        Вторая половина Дня здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах и викторинах, шоу, оздоровительных часах, праздников на воздухе, вечерах – развлечениях, КВН и др. Совместное участие детей, мам и пап в конкурсах и эстафетах помогает сплотить семьи, подарить несколько радостных минут и часов и детям, и взрослым, дает возможность почувствовать себя не просто единой семьей, но и настоящей сплоченной командой.  В завершении дня всем участникам можно подарить призы и подарки, наградить победителей соревнований, можно организовать торжественные чаепития.

        Все это помогает педагогам ДОУ активизировать родителей для участия в днях здоровья, повысить их потенциал в семье и уровень педагогической культуры по проблемам оздоровления своих детей.

        Успешное проведение дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива ДОУ и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.

Возьмем за пример один из дней здоровья «У нас в гостях доктор Айболит»

Задачи: 

- пополнять и уточнять знания детей о здоровье;

- закреплять правила сохранения здоровья;

- формировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению.

Утро

Приходит кукла Доктор и приносит книгу «Доктор Айболит». Дети с воспитателем и куклой рассматривают иллюстрации книги, читают отрывок. Кукла Доктор осматривает детей, шутит, ставит «диагноз» и говорит, что детям необходима зарядка.

Проводится утренняя гимнастика.

Завтрак

При подготовке к завтраку кукла Доктор осматривает вымытые руки и лицо, беседует о правилах личной гигиены. Дети отвечают на заданные вопросы.

День

Проводится беседа на тему «Как беречь здоровье?»

Гимнастика для глаз

Хороводные и музыкальные игры

Самостоятельная деятельность

Прогулка

Перед прогулкой кукла Доктор беседует на тему «Как правильно одеваться на улицу в осенний период»

Обед. Сон.

Обсуждение и выполнение правил личной гигиены. Закаливающие процедуры (полоскание рта, ходьба по дорожкам). Гимнастика после сна.

Беседа «Как ухаживать за волосами?» Проводится с/р игра «Больница» с применением практической деятельностью «как правильно сделать перевязку?»

После ужина проводится оздоровительный час с участием родителей. Если позволяет погода, то проводится на улице с применением спортивного инвентаря. Подвижные игры, эстафеты, игры на асфальте.

После чего кукла Доктор провожает детей домой и дает родителям буклеты – с рекомендациями по формированию здорового образа жизни дошкольников.


Так же, в работе со старшими дошкольниками можно составить «Календарь спортивных дат».  Цель: популяризация физкультуры и спорта среди старших дошкольников. 

Задачи: создавать условия для увеличения разнообразия, заинтересованности и осмысленности детей в физкультурно-спортивной жизни в детском саду и формировать привычки к здоровому образу  жизни; 

- формировать мотивацию к занятиям физической культурой;

- развивать физические способности старших дошкольников и содействовать обогащению их двигательного опыта.

Эти даты посвящены различным видам спорта и спортивным событиям, распространенным на территории нашей страны

В преддверии каждой спортивной даты должна проводится предшествующая работа – различные образовательные мероприятия (презентация, просмотр и обсуждение мультфильмов, беседы, разучивание стихов, дидактические игры, отгадывание загадок, разучивание двигательных действий и т.д.)

В этот день проводится физкультурно – спортивный досуг или праздник с участием родителей.

       Таким образом, правильно организованная работа призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей, приобщить детей к здоровому образу жизни.

10 марта 2020 в 16:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.